Московская премьера фильма "В Субботу".
17 марта в кинотеатре "Киномир" состоялась московская премьера фильма Александра Миндадзе "В Субботу", в съемках которого принял участие Вячеслав Петкун.
В кино-прокате картина пойдет с 20 марта (к/т "Ролан", Чистопрудный б-р, 12а), а с 24 марта в остальных кинотеатрах.
Узнать подробности о сеансах, а также посмотреть трейлер к фильму можно на сайте: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/497677/.
"Кино без границ"
Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Матиас Эше, Олег Кохан, Дмитрий Ефремов
представляют фильм Александра Миндадзе
«В СУББОТУ»
Режиссер и автор сценария: Александр Миндадзе
Производство: киностудия «Пассажир», Non-Stop Production, Sota Cinema Group, Bavaria Film
Россия, Германия, Украина, 2011
В ролях: Антон Шагин («Стиляги», «На ощупь», «Тиски»), Светлана Смирнова-Марцинкевич, Станислав Рядинский («Дом Солнца»), Вячеслав Петкун, Сергей Громов, Алексей Демидов.
Оператор: Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня»)
Жанр: драма
«Мне давно хотелось сделать фильм-метафору по поводу чернобыльских событий. Меня интересовало, как человек от катастрофы не убегает, а наоборот: не может сдвинуться с места, живет бездумно, увлекается мелочами жизни, которые ему все дороже и дороже».
Александр Миндадзе, режиссер-постановщик
«Я о Чернобыле знаю, может быть, больше других – первый раз приехал туда 1 мая 1986-го года от студии «Киевнаучфильм». Как режиссер-хроникер – снять катастрофу… Я долго искал сценарий, который мог бы иметь отношение к чернобыльским событиям. То же отношение, что у меня – как к огромной человеческой драме. Драме неведения и пассивности».
Александр Роднянский, продюсер
Синопсис:
На атомной электростанции вблизи «закрытого», благополучного в советских стандартах, даже образцового городка происходит авария. Катастрофа, сопоставимая по масштабам с бомбардировкой Хиросимы. Молодой партработник случайно узнает об этом, собственными глазами видит разрушения и понимает значимость произошедшего. Он не имеет права сообщить об этом жителям города, даже близким, – его связывает приказ руководства хранить случившееся в строжайшем секрете. Но он может бежать. Он единственный из обреченных, кто намерен что-то предпринять – не принять свою судьбу привычно-безропотно, не отгородиться от реальности спасительным: «Этого не может быть!», он решает бежать, взяв с собой одного человека, девушку.
Однако цепочка непредвиденных, случайных, несущественных с виду задержек делает спасение невозможным. И герой остается в родном зараженном городе вместе с его обреченными жителями. Смертник среди смертников. Потому что даже под угрозой смерти нельзя бежать от своего – от своей судьбы, своей природы, своей жизни, из родных мест.
«В субботу» – фильм о фатальной невозможности бегства человека от того, что составляет его суть.
Выход фильма «В субботу» приурочен к печальной дате – в апреле 2011 года исполняется 25 лет со дня катастрофы.
«В субботу» – первая заметная отечественная картина, посвященная Чернобыльской трагедии, самой крупной техногенной катастрофе в мире. За прошедшие 25 лет ни один российский кинорежиссер не обращался к этой теме.
О производстве фильма
Несмотря на то, что фильм «В субботу» определяется его создателями как «фильм-метафора, экшн чувств», он опирается на вполне конкретный исторический контекст – события и настроения людей в городе Припять 26 апреля 1986, на следующий день после взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС – в «субботу незнания».
Авторы фильма в поисках натуры для съемок объехали всю Украину, побывали и в городах, построенных по тому же проекту, что и Припять. В итоге были выбраны два города, в которых и снимался фильм, – Светлодарск в Донецкой области и Энергодар в Запорожской.
Почти вся массовка, задействованная в съемках, – жители этих городов. Небольшие же роли внутри массовки исполнены профессиональными артистами из театров Донецка, Луганска, Краматорска.
Стремясь к достоверности, авторы фильма проделали большоей труд по сбору документального материала - рассказы очевидцев, находившихся 26 апреля 1986-го года в городе, составили несколько томов. К примеру, теперь известно, что в ту субботу в Припяти было сыграно шестнадцать свадеб.
Весь фильм оператор Олег Муту снял подвижной «ручной» камерой – без штатива и операторских тележек. Только так можно было передать через изображение разрывающие героя внутренние противоречия и создать у зрителя ощущение, что он видит происходящее в фильме глазами героя.
Режиссер фильма и автор сценария Александр Миндадзе о фильме и о себе:
«Определить жанр картины «В субботу» – непростая задача. Для меня - это экшн чувств. А насчет деталей: все они реальны. С одной стороны, реальность, с другой — некий сдвиг. Задача — остаться на грани. Просто придумывать — это как печатать километры ассигнаций без золотого запаса. Что, кстати, многие и делают. Моя главная задача – платить за жизнь в твердой валюте. У меня не было намерений разбираться – кто какую кнопку нажал, кто в итоге виноват – все это до сих пор покрыто тайной, причины и последствия аварии и сегодня остаются предметом споров и дискуссий. Мне прежде всего хотелось снять картину о том, как человек от катастрофы не убегает, а наоборот – не может сдвинуться с места, продолжает радоваться мелочам, живет простыми вещами и в каких-то довольно простых категориях - идет в магазин покупать девушке туфли, гуляет на свадьбе… По сути, это история про день, когда смерть уже наступила, но жизнь еще об этом не знала.
При всех узнаваемых реалиях я прежде всего исследовал феномен человека в ситуации катастрофы в философском понимании этого слова. Реальная техногенная катастрофа оказывается не более чем поводом, окаймлением исследования глубинной эмоциональной катастрофы человека. Картина «В субботу» - это фильм не столько про Чернобыль, сколько про русский характер, а авария – предлагаемые обстоятельства. Это образ, а не прямой пересказ событий. Исследование движений человеческой души, пограничных состояний, характера, парадоксальных поступков в критические минуты жизни. В этом смысле история очень актуальна сегодня – мы живем в состоянии перманентного кризиса, внутреннего предчувствия беды, и организм уже как-то к этому сам приспосабливается. Вокруг постоянно что-то взрывают, сплошные природные и техногенные катаклизмы сыплются на нас со всех сторон – и, тем не менее, человек продолжает жить, продолжает чему-то радоваться, человеческое побеждает даже в минуту осознания обреченности. Это главное в моей картине».
Продюсер Александр Роднянский о фильме и о себе:
«Мы делали «В субботу» как фильм о нашей общей судьбе, всех нас, берущих свое начало в СССР. В этом смысле его можно назвать народным – трагедия коснулась слишком многих людей, теперь, после гибели империи, живущих в разных государствах. Для меня она имеет особый, личный смысл – просто я оказался к реактору ближе других: был в Припяти через 6 дней после катастрофы. Приехал от Киевской студии научно-популярных фильмов, чтобы как режиссер-хроникер снять… снять то, что можно было снять. Там уже был шквал, суета, десятки тысяч людей, привезенных для ликвидации последствий аварии. Это было особое, нет, дикое зрелище … Люди, вырванные из обычной жизни, постоянно пьяные – все были уверены, что именно красное вино помогает в борьбе с радиацией, и потому пили его в огромных количествах. Я до сих пор не могу до конца переварить эти впечатления… Но события, показанные в фильме, – это более ранний этап, когда про трагедию знает один человек, и он выбирает – как ему быть, бежать ли, и куда бежать. Драматургическая загадка «В субботу» как раз в том, что он выбирает, куда он бежит, к кому, с какой целью. Потому что он бежит, но не убегает – его что-то тормозит. Внешне это случайности, а на самом деле – нет, потому что в них глубокий смысл, важный так или иначе для каждого. В минуту потрясений приходится отвечать на главные вопросы – к кому бежишь, с чем бежишь, тот ли это человек, к которому ты хорошо относился? Или ты предал этого человека, и бежишь именно к нему, потому что предал его?»
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ. АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
В субботу, 26 апреля 1986-го года, примерно в 1:24 ночи, на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции (город Припять, ныне территория Украины) произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Авария спровоцировала выброс большого количества радиоактивных веществ в окружающую среду.
Авария на Чернобыльской АЭС стала самой крупной техногенной катастрофой мирового масштаба. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР. Руководители страны всех уровней из-за растерянности и непонимания сути и масштабов случившегося не оповестили о катастрофе население Припяти, Украины, страны и мира в целом сразу после случившегося. Что привело к тому, что еще сутки – период наиболее интенсивных радиактивных выбросов в атмосферу – и город Припять, и мир жили обычным укладом.
27 апреля, после оценки масштабов радиационного загрязнения, началась эвакуация города Припять. Людям не разрешали брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде – чтобы не сеять панику, советские власти говорили о временной, трехдневной эвакуации. В последующие дни были эвакуированы жители населенных пунктов, находящихся в 10- и 30-километровом радиусе. Так была установлена зона отчуждения. Так появились мёртвые города, города-призраки.
Первое официальное сообщение по телевидению было сделано только спустя два дня – 28 апреля 1986-го года. В довольно сухом сообщении было сказано о факте аварии и двух погибших, а также о том, что складывалась «неблагоприятная радиационная обстановка». Об истинном масштабе катастрофы стали сообщать позже.
В то время, как все иностранные средства массовой информации говорили об угрозе для жизни людей, а на экранах телевизоров демонстрировалась карта воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, официально никаких сообщений со стороны советских СМИ не поступало.
Более того, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии проводились праздничные демонстрации и гуляния, посвящённые Первомаю. Советская пропагандистская машина продолжала создание героического мифа о «самом передовом строе» – 1 мая на улицы Киева и соседних городов вышли толпы людей, обреченных вдыхать зараженный воздух.
Лица, ответственные за утаивание информации, объясняли впоследствии своё решение необходимостью предотвратить панику среди населения.
Тем не менее из-за отсутствия какой-либо фактической информации паника нарастала, и самые невероятные слухи распространялись молниеносно. Из аптек исчез йод, теоретически снижающий опасность радиации. Официальная же советская медицина сохраняла молчание на протяжении двух недель с момента аварии. Население по-прежнему не было предупреждено об опасности и по-прежнему не получило рекомендаций о том, как уменьшить влияние радиации на организм.
Жертвами трагедии считают не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей, которые вышли на первомайскую демонстрацию, не зная об аварии. При таком подсчёте, чернобыльская катастрофа значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы по числу пострадавших.
15 декабря 2000 года в 13 часов 17 минут по приказу Президента Украины поворотом ключа аварийной защиты реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС был остановлен навсегда. Станция прекратила генерацию электроэнергии.
Саркофаг, возведённый над четвёртым, взорвавшимся, энергоблоком постепенно разрушается. Опасность в случае его обрушения определяется тем, как много радиоактивных веществ находится внутри него. По официальным данным, эта цифра достигает 95 % от количества на момент аварии.
ПРЕССА О ФИЛЬМЕ
«Александр Миндадзе снял фильм «В субботу», и это самое сильное мое киновпечатление за год…фильм, самый значительный и сложный за всю его карьеру, несмотря на то что я остаюсь верным поклонником их с Абдрашитовым совместных работ. Миндадзе замахнулся на то, о чем постсоветский кинематограф и мечтать не смел, — на исследование самой природы советского мифа, державшегося на героизме, на смерти, несмотря на всю свою позднюю уютную рыхлость…»
Дмитрий Быков, «Воскресение начинается «В субботу», «Новая газета»
(Дмитрий Быков, «Новая газета», 03.11.2010)
«В субботу» Александра Миндадзе – эффектный участник конкурса Берлинале и один из лучших фильмов, снятых в России за последнее десятилетие…Легко понять, что открыло фильму Александра Миндадзе путь в конкурс престижного Берлинского фестиваля. «В субботу» – динамичное современное кино, без закадровой музыки и с молодыми актерами, снятое Олегом Муту – оператором-зачинателем «новой румынской волны»… «В субботу» – глубоко и пронзительно русское кино. Русский сумбур, русский надрыв, русская катастрофа – настолько огромная и страшная, что рядом с ней увидеть и приласкать маленького человека (тоже наш национальный типаж) сможет только истинно русский художник. Каковым, бесспорно, является Миндадзе. Даже если на дискотеке в фильме Александра Миндадзе танцуют сплошные мертвецы, этот dance macabre – настоящий гимн жизни. Парадоксальная витальность фильма бьет через край, прорезается болезненно-высокой температурой. Вообще такого накала сдержанной, скрытой эмоции в российском кино не было очень давно…В субботу» Миндадзе – фильм, которому желаешь триумфа вне зависимости от национальной принадлежности. Просто такое кино должно увидеть как можно больше людей, а приз фестиваля уровня Берлинале – хороший для этого повод».
Антон Долин, «Кино как радиация».
(Антон Долин, gazeta.ru, 10.02.2011)
«В новом фильме, написанном и снятом Александром Миндадзе, катастрофа не метафорична, а реальна: речь идет о Чернобыле. Но вырастает нечто даже посильнее метафоры — эмоциональное высказывание о людях на грани, игре без правил, гримасах рока».
Андрей Плахов, «Понедельник начинается в субботу»
(Андрей Плахов, «Коммерсант», 15.02.2011)
«Так или иначе, это кино о коллективном отрицании очевидного. Единственный человек, понимающий, что к чему, — инструктор райкома Валера — бешено, в поту и со сбитым дыханием мечется по заражённому городу, пытаясь спасти девушку Люду и отправить её на вокзал. Но и он вязнет в пучине всеобщего пофигизма, захватывающих делёжек и пьяной сентиментальности, запинается в ритме повседневной жизни, который не сбить ничем… Начиная «В субботу» как фильм-катастрофу, Миндадзе превращает его в нечто ещё более жуткое — в фильм-концерт».
Василий Корецкий, «Лихорадка в субботу вечером»
(Василий Корецкий, «Сеанс», 14.02.2011)
«У нас появился не просто интересный новый режиссер — сегодня Миндадзе стал символической фигурой, заполняющей зияющий временной провал. Миндадзе — единственный отечественный кинематографист, одновременно относящийся и к «новой русской волне», и к позднесоветскому кинематографу. Вся историческая фактура воссоздается здесь предельно точно и ненавязчиво, но странно было бы ожидать от Миндадзе документального рассказа об аварии. Катастрофа не сообщение в газетах и не строчка в учебнике истории — это человек в западне, и Чернобыль скорее фон, чем тема картины.
Одновременная обращенность вглубь и вширь, укорененность в своем советском опыте и открытость опыту новому превращают Александра Миндадзе в абсолютно уникального художника — не только в российском, но и в мировом кино».
Мария Кувшинова, «В субботу»
(Мария Кувшинова, openspace.ru, 17.02.2011)
http://www.youtube.com/watch?v=ngWPRofZsOw