Вы здесь: Главная Пресса БРУТАЛЬНЫЙ ЛИРИК

БРУТАЛЬНЫЙ ЛИРИК

("ГДЕ" # 39/5 - 14 декабря 2003)

"Скандальный" имидж Вячеслава Петкуна - лидера группы "Танцы Минус" - давным-давно стал притчей во языцех и у собратьев по музыкальному цеху, и у многих журналистов. Однако при всей своей видимой брутальности стоит только догадываться, как ему удается писать столь хитовую нежную лирику. Кроме этого, он испытывает страсть к футболу и ненавидит попсу, радеет за монархию и считает любовь самым прекрасным чувством на всем белом свете.

Почему вы выступаете во МХАТе, да еще и с акустическим концертом?
- По объективным причинам наш новый альбом еще не готов. И тот вид, в котором он сейчас находится, абсолютно меня не устраивает. Хочется выпустить полноценный продукт, а не полуфабрикат! Сольник в "Олимпийском" также перенесен на будущий год. И мы нашли альтернативу, чтобы "вернуть должок" тем, кто так ждал от группы нашего большого выступления. Концерт на камерной площадке - для нас новый интересный опыт. Мы ведь никогда не делали отдельные акустические программы. Все, что люди услышат 10 декабря, - это новый взгляд на большинство наших известных песен. Для этого у нас будут звучать перкуссия, духовые инструменты, скрипки, рояль, виолончель. Скрепя сердце, я отказался от видеоверсии на одном из центральных каналов. Потому что решил, что это поломает всю концепцию: придется раздвигать пространство под камеры, ориентироваться на специфическую запись звука. Понижать за счет этого качество исполнения, отвлекать людей от прослушивания совсем не хочется!

- Порой в группах случаются распады по причине того, что музыканты не могут поделить между собой славу, деньги... Насколько сложно фронт-мену отвечать за существование группы?
- Я не знаю, что происходит в других коллективах, у нас в группе делить нечего, и все предельно понятно. Каждый музыкант знает фронт своей ответственности и отвечает за каждую конкретную вещь: барабанщик - за барабаны, гитарист - за гитары, звукорежиссер - за звук, а я - за все остальное.

- Не проще выступать одному и время от времени нанимать сессионных музыкантов?
- Я об этом даже не думал. Уход из группы можно объяснить только тем, что музыканту хочется остаться на сцене одному. Во всяком случае таких удачных сольных примеров, кроме, пожалуй, Робби Уильямса или Пола Маккартни я сразу и не припомню.

- Возможно ли, оставаясь известным музыкантом, не быть при этом публичным, ангажированным человеком?
- Невозможно! Потому что количество желтой прессы перевалило за все мыслимые и немыслимые рамки. И официальная пресса уже превратилась в желтую. Мне нравится американский подход к этому делу, там все очень просто: желтая пресса идет в противовес официальной. При этом эти два направления существуют весьма гармонично, типа как пепси-кола и кока-кола.

- Но каждый сам для себя выбирает, какую прессу ему читать! Для тех, кто слушает определенную музыку, существует и определенная пресса, разве не так?
- Я не согласен! Для человека остается слишком мало "воздуха" от информационного потока. Он идет отовсюду - радио, телевидение, пресса, вывески, реклама, плакаты. Мы находимся в постоянном прессинге.

- Это издержки большого мегаполиса...
- Это издержки так называемой демократии! Знаешь, для меня это самый неудачный строй, который можно было придумать. Тем не менее он реально существует, потому что при нем очень удобно управлять людьми. А я давний приверженец монархии.

- То есть в этом смысле тебя устраивает, к примеру, английское устройство государства?
- Англия мне кажется иногда идеальной страной в смысле управления государством, когда с мнением королевской семьи приходится считаться. Хотя, с другой стороны, понятно, что народ в большинстве своем все равно ничего не решает. Политики уже давным-давно перестали думать о том, чтобы сделать для обычных людей хоть что-то хорошее. Финансовые, промышленные кланы решают свои проблемы, но при этом глобальные в интересах всего государства. Эти люди развились до такой степени, что их личные, узкие интересы стали пересекаться с государственными. Отсюда все проблемы, связанные и с прессой, и с шоу-бизнесом.


- Но в нашей стране ситуация во многом объясняется своеобразным менталитетом!
- Я уверен, что сами по себе русские - это смесь евреев и татар. Отсюда и менталитет наш "никакой": семь пятниц на неделе у русского человека именно поэтому!

- Вероятно, по этой же причине у нас нет и нормальных музыкантов, которые смогли бы составить конкуренцию западным, кроме ангажированных "Тату"?
- "Тату" исчерпали свои ресурсы. Это очень удачный коммерческий проект, но, безусловно, кратковременный. Потому что он рассчитан всего на одну "фишку" - экзотику: русские, да еще и псевдолесбиянки. Всем этим ДВИЖУТ деньги и человеческие амбиции. Сейчас "Фабрика звезд" "чешет" по всей стране, за рекламу на Первом канале платить не надо - организаторы в шоколаде, а лохи дружным строем идут слушать всю эту лабуду. Эта музыка не требует дополнительной подготовки, и если б обезьяны могли платить деньги, они бы тоже ходили на такие концерты.

- Но наши люди, к сожалению, в большинстве своем любят именно попсу...
- В финале вручения "Грэмми" выступают кантри-музыканты. Эти люди были и остаются самыми популярными в Америке. А у нас в почете Круг, Токарев или всякая попса. Я не пытаюсь никого оскорбить, но руководить "тупым" народом очень удобно, нашему президенту можно только позавидовать. На мой взгляд, нашей стране вообще не нужен президент, достаточно нормального правительства, как во всех приличных государствах. Я бы привез какого-нибудь вождя из дельты реки Амазонки, посадил бы его в Кремле у окошка, и пусть бы он дымил свою трубку. Тем, кому надо было бы работать, они бы и работали, находясь на госслужбе. И каждый был бы на своем месте.

- В нашей стране так может быть?
- У нас все сложно. Президент обладает почти абсолютной властью, парламент больше напоминает попугаев, которые просто сидят и зарабатывают огромные деньги. Для них это бизнес, они размышляют сотнями, миллионами долларов и даже не пытаются что-то сделать для своего народа. После них придут следующие попугаи, это бесконечная круговая порука... А у нас люди привыкли жить надеждой и верой в хорошее. Этой всеобщей заряженностью в свое время очень ловко воспользовались революционеры. Посмотри, что перед выборами пишут на плакатах! Не считаю себя исключительно умным, я просто нормальный человек и, глядя на всю эту чепуху, мне становится смешно. Но ведь многие люди всерьез реагируют на весь этот бред. И зачем нам нужны все эти выборы?

- А ты сам не хотел бы быть президентом России?
- Да я вообще не хотел касаться темы политики! Я могу высказывать свое мнение, раз уж ты меня об этом спрашиваешь. Потому что по большому счету никакой политики у нас нет, это сплошной миф. Один американский президент сказал на эту тему банально, но правду: "Побеждает не тот, кто побеждает, а тот, кто голоса считает". Все знают, что победит Путин. И все, что сейчас происходит в России, делается для того, чтобы его избрали. А вот что будет через четыре года, когда он не сможет остаться на третий срок, мне даже представить сложно.

- Тебе знакомо чувство ностальгии, любишь ли ты предаваться воспоминаниям?
- Как оно мне может быть не знакомо? Я не компьютер, и файлы у меня не затерты. Я, безусловно, как и любой другой человек, даже если он черствый, злой, эгоистичный, циничный, испытываю те же эмоции. А воспоминания - это память, то есть опыт, без которого жить невозможно.

- Ты часто любишь повторять, что ты не романтик. Как же тогда получаются твои песни о любви? В этих песнях тебя самого нет?
- Любовь - это процесс биохимический и со всех сторон очень положительный! И, слава богу, что мы можем чувствовать и переживать. Чем больше людей, рожденных от этого чувства, а не от случайных половых связей, тем лучше. Но в то же время понятие любви виртуально. Я считаю, что творчество и человеческая суть - вещи совершенно разные. Песни - это "приват", что-то сокровенное. Меня удивляет, когда мне задают подобные вопросы! Это все равно, что спросить человека - почему ты ешь бананы и при этом катаешься на лыжах? Нельзя к творческому человеку относиться через призму сказанных им вещей или его публичных поступков! Я, например, когда предъявляю претензии к Шевчуку, при этом уважаю его творчество. Кстати, в Питере по так и не выясненным причинам отменили фестиваль "Модернизация", в котором мы должны были участвовать. Были проданы все билеты. А на следующий день после этого должен был состояться концерт группы "ДДТ", билеты на который шли не так хорошо. Директор Ледового дворца - друг Шевчука - предложил перенести фестиваль на будущий год. Я не пытаюсь обвинить Юру в чем-либо, но вся эта ситуация выглядит очень странно!

Елена Абашкина