|
Включу сейчас эдакую бабулю. Вот, помню, деточки, был в прошлом веке такой проект - "2000% Живой Энергии" назывался. Кроме шуток, действительно помню. Под крылом его лет 10 назад собирали молодых, подающих большие надежды музыкантов. В связи с выпуском второй части этого сборника, собственно, первый раз я и увидела Вячеслава Петкуна. Работала я тогда на радио. Вячеслав пришел туда вместе с инициатором проекта Дмитрием Нестеровым ("Свинцовый Туман") и Максимом Шитовым ("Место Встречи"). Лидер "Танцев Минус" оставил о себе впечатление приятного в общении мальчика из интеллигентной семьи. Шло время, иные коллективы канули в лету, а "Танцы Минус" каждый год только набирали обороты. В 1998-м у группы вышел дебютный альбом "10 капель", заглавная композиция с которого попала во все хит-парады. Отличная судьба была уготована и второй пластинке. Большинство песен из "Флоры и фауны", вышедшей в 1999 году, тоже стали хитами. Затем номерные альбомы стали появляться все реже. Следующий, "Теряя тень", увидел свет в 2001-м. Потом еще был Бест, между ними - музыка к фильму "Выход" Нужно заметить, что интерес прессы к группе регулярно подогревался, в том числе благодаря многочисленным резким заявлениям Петкуна на ту или иную тему или его неожиданным поступкам. Так, к примеру, он снимался в клипе с Аллой Пугачевой, делал фотосессию в свадебных нарядах с Земфирой и вступал в идеологические разногласия с Юрием Шевчуком. Работа Вячеслава, не связанная напрямую с творчеством группы, также сказалась на интересе к "Танцам Минус". Петкун исполнял роль Квазимодо в российской версии мюзикла "Notre Dame de Paris", вел ток-шоу "Черно-белое" на СТС, создал собственное пиар-агентство. Кроме того, он работает арт-директором московского клуба "16 тонн". Интересные все-таки метаморфозы произошли за 10 лет с интеллигентным питерским юношей. За это время сложился образ довольно скандального и разностороннего артиста Вячеслава Петкуна. В прошлом году "Танцы Минус" тихо, без особой шумихи, отпраздновали свое 10-летие. А в мае этого года группа выпустила новый альбом "ЭЮЯ". В преддверии его выхода и состоялось интервью с Вячеславом Петкуном.
- Расскажите, пожалуйста, о новом альбоме. С какими эмоциями вы подошли к его записи? - Без эмоций абсолютно: очень спокойно и никуда не торопясь сделали то, что считали нужным. И довольны тем, каким в результате получился этот альбом. Три раза мы к нему приступали, и с третьего раза, наконец, добились того, чего хотели.
- После выпуска пластинки "Теряя Тень" и окончания выступлений в мюзикле "Notre Dame de Paris", о вас почти ничего не было слышно. Вы намеренно взяли некий тайм-аут? - У меня никакого перерыва или тайм-аута не было. Я же не находился в летаргическом сне, а жил точно такой же жизнью, как и сейчас. Мы играли концерты, перезаписывали песни, снимали на них клипы, общались с людьми, делали что-то еще, но при этом не переставали заниматься музыкой. Единственное, чего не было, это нового выпущенного альбома. Но я не считаю, что группа обязана записывать альбомы каждый год. С другой стороны, я понимаю, что если бы я каждый год выпускал по альбому, то сейчас сидел бы и говорил: "Я не считаю, что группа должна выпускать альбомы раз в 4 года". Думаю, все должно происходить естественно. Для нас естественно делать так, как получается. Это все оттого, что мы свободные люди. Мы не работаем из-под палки - нам никто не указывает, когда и что делать. Нам насрать на все радиостанции, на все телеканалы и всех существующих продюсеров. Мы живем сами по себе, и такое положение вещей нас устраивает.
- Были какие-то эмоциональные всплески или серьезные жизненные ситуации, которые повлияли на вас во время работы над "ЭЮЯ"? - Ну, конечно, были. Мы же не на стенке африканских масок висели. Мы полны разнообразных событий, которые меняют нас, и стараемся трансформировать их для того, чтобы всем вокруг стало лучше.
- А можно поконкретнее? - О чем?
- О событиях. - Ну, опять же, альбом писался не слишком быстро, но и не слишком медленно. Но в итоге, временная разница между песней "Ю", например, и той же "НеБэлью" - года 4. Поэтому эмоции и события очень разнообразные. Сейчас относить что-то к конкретной жизненной ситуации, а тем более вспомнить и адресовать ее той или иной песне, довольно сложно. К примеру, возьмем песню "НеБэль": на меня летнее солнечное утро повлияло. Вот, подействовало на меня это утро, я и написал песню. Наверное, до этого утра была какая-то ночь, а до ночи был какой-то вечер, но запомнилось именно солнечное утро. И что? Интересно тебе это?
- Интересны глобальные жизненные ситуации какие-то, если желаете, перевороты в сознании. Ну, не хотите - не будем об этом. - Я уже как-то говорил: мы как птички. Вот о чем птичка на ветке поет? Да ни о чем. Поет - и хорошо. Так и мы тоже: ни о чем не поем. Нам нравится какое-то сочетание звуков, какая-то атмосфера, в которой нам самим приятно находиться. Если кому-то еще приятно быть рядом с нами, то мы только рады этому.
- После роли Квазимоды ваша популярность в широких массах заметно возросла. Изменился ли как-то состав публики на концертах группы? - Не в широких массах, а у масс взрослого населения - того, которое творчество группы "Танцы Минус" никогда бы не услышало. Действительно, после "Notre Dame de Paris" к нам на концерты стали приходить дедушки и бабушки с внучками с бантиками. Я помню, что мне от этого даже как-то не по себе было. Понимаю, зачем они пришли на наш концерт, но к творчеству группы это не имеет никакого отношения. Поверь мне, это касается исключительно старшей части населения, поскольку на наших концертах есть молодежь, которая вообще о Квазимодо ничего не подозревает.
- И что, люди старшего поколения до сих пор приходят, или это был временный всплеск? - В каком смысле временный? Люди старшего поколения меня знают именно благодаря роли Квазимодо, это правда. Для меня самого это стало неожиданностью, я об этом раньше и не думал совершенно. А когда начал сталкиваться, то понял, что, с одной стороны, это конечно удивительно, а с другой - реально теперь сочувствую Киркорову.
- С точки зрения количества поклонников? - С точки зрения количества материала, который он спел для этой возрастной категории.
- Почему сочувствуете? - Ну, могу я ему просто сочувствовать? Я сейчас не имею в виду другие вещи - только его творчество.
- Насколько мне известно, вы не чураетесь разговоров о политике? - Я политики очень чураюсь. Ты знаешь, я человек очень аполитичный, но при этом моя голова, к сожалению, имеет способность думать, размышлять и делать выводы. То, что я сейчас вижу, мне кажется диким. Для меня дика эта самонастройка средств массовой информации: какие-то совершенно четкие идеологические принципы. Все это напоминает такое стадо дрессированных собачек. И я, конечно, могу над этим хохотать, но при этом прекрасно понимаю, что это касается моей страны и общества, в котором я живу. Я не могу себя чувствовать в отрыве от всего этого. Я как раз за глобальную аполитичность. Но мне кажется, нужно насрать на все, что происходит в политике, вообще не обращать на это внимания и жить своей жизнью. Понятно, что пенсионерам сделать это сложнее, потому что они пенсию получают от государства. К выборам, как правило, их пенсия чуть подрастает. Но при этом люди молодые, думаю, могут жить более свободной жизнью.
- Хотят они того или нет, но в любом случае им приходится в жизни сталкиваться с системой в том или ином виде. Полная свобода и реальная действительность вещи совместимые? - Ну, какая реальность? Магазины, транспорт общественный?
- Все что угодно. И магазины тоже. Применительно к тем же магазинам - изменения в ценовой политике хотя бы. - Я, честно говоря, не обращаю внимания на эти изменения. Не потому, что мне наплевать, а в силу того, что я нечасто посещаю магазины. Но с другой стороны, я понимаю, что для большинства людей в нашей стране, наверное, это имеет глобальное значение. Вот лично мне не хотелось бы, чтобы это имело значение. Для меня идеальное общество - то, которое не обращает внимания на какие-то кувыркания цен и прочую ерунду. А у нас-то как раз колебания цен оказывают на общество - в глобальном смысле этого слова - влияние. "Надо, чтобы все были недовольны, - повысим цены, лишим старух и дедов каких-нибудь там привилегий", - это ведь определенный способ игры с равновесием в обществе.
- Думаете? А не способ для определенных людей нажиться на этом? - Поверьте мне, я общаюсь с большим количеством бизнесменов из разных областей. Большинству из них, ну, действительно плевать на политику, если они не слишком высоко забрались (в другом случае люди, конечно, рвутся в политику, как правило). Они совершенно разумные люди. Другое дело, что повышение цен, от которого происходит дестабилизация в обществе, зависит не от бизнесменов, а от государства, потому что именно государство повышает, например, квоты на закупки заграничного мяса, мотивируя тем, что надо защитить местного производителя. Это глупость. Местный производитель как не мог добраться до прилавка, так и не может. Поэтому мы имеем просто повышение цен как факт. Это момент государственной политики, государственного управления и манипуляции людьми. Поверь мне, если в каком-то супермаркете повысились цены, те, кто его посещают, как правило этого и не замечают. А, вот, если в деревенском сельпо повысили цены на хлеб или колбасу, то люди, которые туда ходят, это замечают. Я, честно говоря, не могу судить обо всем этом, но точно знаю одно: просто так, без ведома государства и без каких-то политических благ, которое оно представляет себе в недалеком будущем, это невозможно. Сначала людям нужно сделать очень плохо, чтобы потом сделать очень хорошо. Тот, кто делает очень хорошо, как раз и получает все бонусы. В нашей стране такой человек один.
- Вы занимаетесь не только музыкой. Работаете арт-директором клуба "16 Тонн", имеете пиар-агенство, названное вашим именем. - Ой, ну, не надо так говорить: "Вашим именем". Памятник прямо ставить пора. Подожди, я пока еще сижу с тобой разговариваю.
- Хорошо, ваше пиар-агентство. Каким образом проводится политика отбора артистов, с которыми оно работает? - Нет у нас никакой политики и отбора мы никакого не проводим. Мы помогаем тем людям, у которых есть желание. Вот хочет человек иметь общественные связи, хочет добраться до тех людей, которые потенциально могут являться его слушателями, мы ему устраиваем эту связь. Мы своего рода коннекторы. Другое дело, что мы прекрасно понимаем: если у человека есть деньги, но нет внутреннего содержания, с которым можно работать, и нет желания работать, мы ему, конечно, не поможем. Вот, бывает, сидит такой и говорит: "А, помогите мне что ли - вот деньги". В этом случае мы обычно отвечаем, что не можем помочь, потому что просто не знаем, как. Мы работаем только с теми, кому наша помощь действительно необходима.
- У вас довольно большой, с точки зрения музыкальных жанров, разброс артистов: от Мары и "Маши и Медведей" до группы "Королева". - Группе "Королева" помогать очень легко. Это как раз "помогай - не хочу" называется. На мой взгляд, в смысле всяких "ВИА ГРа" и "Блестящие", это очень перспективный проект. Во всяком случае, девушки там уж точно более симпатичные.
- Я имею в виду творчество. - А, творчество? В таких случаях творческий момент в принципе не играет никакой роли, потому что речь идет о поп-проекте. А различие поп-музыки и той музыки, которую принято называть роком, только в том, что для рок-музыканта творчество - просто самовыражение. Встал, к примеру, Саша Васильев на краю сцены, поиграл что-то на гитаре, попел, и хорошо - никому не нужны ни шарики-фонарики цветные, ни подтанцовки какие-то. А группы, подобные "Королеве", это такие передвижные мини-заводики, которые должны приносить своим продюсерам деньги и молотить по 40 концертов в месяц. И это вполне нормально. Так всегда было.
- Кстати, насчет рок-групп: U2 или Rolling Stones как раз устраивают масштабные шоу с шариками-фонариками. - Знаешь, у группы U2 затраты на организацию этих шоу с шариками-фонариками, как ты называешь...
- Не моя формулировка. - Не суть. Так вот, затраты на все эти экраны и оформление сцены больше, чем те деньги, которые они получают с билетов. Они сознательно идут на это, потому что к концертам относятся как к промо-турам своих пластинок. У нас же концерты - это фактически единственная возможность заработать для тех музыкантов, о которых мы с тобой говорим. На пластинках они, как правило, не зарабатывают. И те деньги, кстати, которые они получают за концерты, в основном достаются их продюсерам. У нас, к счастью, продюсера нет, не было и не будет никогда. Мы в этом плане свободны, поэтому, когда хотим, тогда и выпускаем альбомы. Никто за наш счет не покупает себе дома новые и машины.
- Государство нынче борьбу с пиратами развернуло. Как вы думаете, есть ли в этом реальная помощь артистам? - Какой смысл начинать бороться с пиратами тогда, когда формат отмирает? Происходит отмирание формата CD. Так же, как в свое время произошло это с виниловыми пластинками, аудиокассетами, VHS-кассетами, мини-дисками и т.д. Борьба началась в момент вымирания формата, причем внутри формата, а не с тем, что находится снаружи. Сейчас нужно думать, как трансформировать ее в какие-то иные формы, или об этой кампании все очень скоро забудут.
- Если представить себе утопическую ситуацию: на музыкальном рынке осталась только лицензионная продукция... Могло бы это в корне изменить ситуацию с заработками артистов? - В таком случае большинство музыкантов этим зарабатывали бы. Ну, сама подумай, если (при самых скромных подсчетах) лишь 1 из 10 продающихся дисков лицензионный, а все остальные - контрафакт! Изменило бы конечно. И тех самых 10%, которые остаются, как раз хватало бы на то, чтобы окупить рекламу, снять какие-то видеопроизведения, записать сам материал и т.д. А весь остальной заработок как раз шел бы музыкантам. В существующих реалиях получается, что деньги получают какие-то другие люди, причем не всегда подпольщики, а вполне успешные и всем известные, занимающиеся этим вполне легально. Как известно, бизнес сам по себе не существует - он всегда связан с какими-то административными ресурсами.
- Сами покупаете диски? - Если я попадаю в магазин, где есть музыкальный отдел, то, естественно, выхожу оттуда с дисками.
- Где чаще всего находите интересные записи: в России или за границей? - В основном, не в России.
- Есть ли у вас дома музыкальная коллекция? - Нет, я музыкой делюсь. Очень люблю слушать ее, но не накапливаю. Когда я чувствую, например, что хорошая книга, стараюсь ее дать кому-нибудь почитать, хорошая музыка - отдаю друзьям, чтобы послушали. Единственное, что могу сделать для себя, просто оставить в компьютере произведения, которые мне нравятся.
- Последние альбомы, которые особенно зацепили? - Я тут как-то был на одной из радиостанций - ставил новый альбом группы Simple Minds. И позвонил слушатель, который обвинил Simple Minds в том, что они очень похожи на группу U2. Я ему на это сказал, что группа Simple Minds начала играть музыку лет на 10 раньше, чем U2. Недавно в Италии я зашел в магазин, увидел целый набор старых записей (включая видео) Simple Minds и скупил все, что там было, а потом с удовольствием это послушал. Получается, слушатель, который позвонил на эту радиостанцию, подвиг меня на этот поступок.
- А из новых коллективов? - Из новых - действительно очень нравится IAMX.
- Являясь арт-директором клуба, как вы отбираете музыкантов, которые там выступают? - Стараемся дать людям возможность послушать лучшее (по нашему мнению), что существует внутри того формата, в котором мы находимся. Формата музыки, с одной стороны, востребованной, с другой стороны - той, которая соответствует времени, в котором мы живем. Основным посылом, конечно, должна быть творческая составляющая, а не материальная. Нас совершенно не интересует, хочет или не хочет группа в тот момент, когда в студии записывает свой материал, заработать денег. Для нас первично творчество. С другой стороны, понятно, что есть такие дни, как пятница и суббота, когда мы приглашаем популярных исполнителей. Это, опять-таки, наиболее комфортные для среднего слушателя коллективы, но при этом играющие членораздельную музыку, по сугубо нашему личному мнению. Мы частное предприятие и имеем право приглашать в гости того, кого считаем нужным.
- Грубо говоря, если к вам придет певец и депутат Андрей Ковалев, вы ему откажете в предоставлении площадки? - Мы можем ему открыть бойлерную. Я лично это сделаю. Запустим его, дадим микрофон, и пускай он там поет сколько угодно.
- Важно ли для вас при выборе тех или иных музыкальных пристрастий деление на жанры и стили? - Для меня это абсолютно неважно. Мне все равно - поп или рок. Более того, я вообще не понимаю, что такое рок и что такое поп. Есть нормальная музыка, а есть такая, которая направлена на зомбирование слушателя. Последняя меня как раз и не интересует. Приведу примеры, чтобы ты понимала. Вот, "Ласковый Май" и Филипп Киркоров - это зомбирующая музыка. Хотя Киркоров - он артист по жизни, и жить, видимо, без этого не может, но музыка у него зомбирующая. То же самое могу сказать обо всех этих бесчисленных девчачьих и мальчишачьих коллективах. Просто какому-то дядьке с соответствующей фамилией и сединой в висках хочется, повторюсь, купить себе новый дом или автомобиль - тогда и появляются все эти мальчики-девочки, которые едут чесать по стране. Они спели не своими голосами, дядька снял им клип, вложил деньги в эфир, и они поехали. Никаких особых затрат: аппарат им не нужен - поставил компакт-диск в проигрыватель и все, а колонки для дискотеки в любом клубе есть. Вот тебе и концерт. Все очень удобно и понятно. Опять же, раз это работает и кому-то надо, значит, имеет право на существование.
- Сейчас модно заниматься параллельными проектами, например, продюсированием - помогать молодым музыкантам. Не собираетесь подключиться? - Знаешь, я не готов бегать кому-то сопли подтирать и трусы постирывать. Как бы тебе сказать... При том, что я сам этим занимаюсь, я очень иронично отношусь к людям, которые стремятся к славе, популярности и так далее. Это особая группа людей с совершенно для меня понятным подтекстом. Одно дело, когда люди хотят, чтобы их просто слышали, а другое - когда они желают ходить по улице и раздавать автографы, потому что именно это их привлекает в популярности.
- Есть ли какие-то идеи или даже предложения сняться в кино? - Вообще никогда не было такой мысли, если только в детстве. В тот момент, когда я хотел еще стать пожарным или космонавтом, может быть, и хотел сниматься в кино. Сейчас не хочу. Для меня съемки - это самый ужасный процесс, который только может быть. Я очень не люблю фотографироваться и сниматься, делаю это через силу, и крайне редко - удачно.
- Такое нежелание возникло после того, как вы попробовали себя в роли телеведущего? - Нет, это у меня от природы. Я еще в школе всегда пытался опоздать на какие-то фотографирования всем классом.
- Неужели не было предложений сниматься? - Предложения были, но я к ним не относился серьезно. Мне даже сценарии одно время присылали в больших количествах. Но у меня нет планов играть в кино. Если захочу когда-нибудь - все ж меняется - значит, будут. На самом деле, я бы лучше сам кино снял. Просто с обратной стороны камеры я чувствую себя увереннее и удобнее, чем с той, про которую ты спрашиваешь.
- Вы действительно рассматриваете возможность стать режиссером, предпринимаете какие-либо шаги? Ведь можно просто хотеть стать космонавтом, а можно пытаться что-то для этого сделать. - Я просто чувствую, что у меня имеется определенный потенциал, но пока я его не трогаю. Знаешь, вот есть у тебя коробка конфет. Ну, лежит она и лежит. Ничего с ней не сделается. Можно подарить кому-нибудь.
- Скоро выходит ваш новый альбом. Слышала, что у вас уже есть материал и для следующего. Планируете выпускать его в этом же году? - Нет, мы сейчас закончим с презентацией нового альбома, осенью покатаемся по стране и где-то зимой сядем в студию - посмотрим накопившийся материал. Мы играли во МХАТе, делали акустический концерт совместно со струнным квартетом. Наверное, осенью или ближе к зиме сделаем подобный, но уже с новыми песнями. Не знаю, во МХАТе или еще где-то, но обязательно сделаем.
Елена Самойлова
|
|