Вы здесь: Главная Пресса МАТЕМАТИКА БУКВ

МАТЕМАТИКА БУКВ

CARMUSIC (cентябрь 2009)

«Слушать музыку сегодня можно чуть ли не с помощью авторучки...»

Вячеслав Петкун

СМ: Тебе недавно исполнилось 40 лет. Не гнетет эта цифра?

В. П.: Да нет, наверное. Я вообще не заморачиваюсь по поводу возраста. В какой-то момент мне стало ясно, что я не меняюсь - каким был в три года, в семь, в десять, таким и остался, разве что знаю теперь побольше.

СМ: Что ты думаешь о закате эпохи CD-дисков? Мнения коллег по цеху на этот счет расходятся.

В. П.: Наши-то что встрепенулись? У нас как никогда не продавалась музыка в нормальных объемах, так и не продается. Если кто-то и зарабатывал на записях, то разве что пираты. Музыкантам, конечно, диски тоже приносят какой-то доход, но главным источником денег по большому счету всегда были концерты. А цифровые технологии сегодня развиваются очень быстро, так что странно удивляться каким-то новым форматам. Тем более что возможности техники таковы, что сейчас можно слушать музыку с помощью, ну я не знаю... авторучки.

«Сегодня странно удивляться каким-то новым форматам...»

СМ: Молодым группам сегодня пробиться тяжелее, чем в былые годы?

В. П.: Конечно, тяжелее. Потому что раньше была некая свобода, которая позволяла как-то самоопределиться, а теперь существуют многочисленные фильтры в виде продюсеров - такой поп-подход. Например, сегодня эстрадной группе формата «Иванушки Интернешнл» очень тяжело как-то заявить о себе, не имея поддержки собственного Игоря Матвиенко. Но там другая история. Существуют продюсерские конгломераты, которые сидят *опой на радийном эфире, фестивалях, еще каких-то вещах. И если молодой коллектив хочет чего-то добиться, ему нужно договариваться с этими формированиями. А это сложно, потому что тех людей не интересует качество группы, им проще работать с теми, кто готов идти на разного рода компромиссы - это когда тебе будут рассказывать, что носить, что говорить на интервью, какие песни записывать, какие снимать клипы, ну и так далее. Молодые музыканты находятся в тисках.

СМ: Какая составляющая творческого процесса приносит наибольшее удовольствие? Сочинение песен, выступления, съемки клипов?

В. П.: Нет, сниматься в клипах не люблю, фотографироваться тоже. А вот выступать нравится. Концерты - это, наверное, самое приятное.

СМ: Стадионные и клубные выступления сильно различаются?

В. П.: Это вообще несравнимые вещи, как езда на мотоцикле и, скажем, внедорожнике.

«На самом деле, я бы вообще не снимал никаких клипов...»

СМ: Зачем нужны видеоклипы? Они что-то добавляют песне по части смыслов или это просто упаковка, востребованная слушателями?

В. П.: На самом деле, я бы вообще не снимал никаких клипов. Изначально. Другое дело, что существуют некие правила, продиктованные обстоятельствами, в которых мы находимся. В свое время клипы были необходимы для продвижения коллектива в информационном пространстве. Сейчас эта проблема отпала - существует Интернет, который несет на себе всю нагрузку по части какой бы то ни было видеопродукции. А телевидение сегодня вообще не играет никакой роли, нормальных музыкальных каналов в нашей стране попросту  нет. Так что в ближайшее время мы ничего нового снимать не будем.

СМ: Как урожденный петербуржец, что ты думаешь о нынешним Питере? Он сохранил свои знаменитые особенности - паребрики, куру, гречу, ну и все остальное?

В. П.: А что Питер? У нас вся страна теряет свои особенности, Думаешь, Москва не изменилась за последние лет пятнадцать? Все меняется. Это как время - в худшую сторону оно идет или в лучшую? Оно просто бежит себе и бежит. А что касается Питера, то у меня есть такой кретинический момент: за последние двенадцать лет, которые я живу в Москве, я столицу толком и не узнал. Все время путаю названия улиц, а они еще и меняются время от времени. И уже перезабыл все питерское, тем более что там тоже переименовали часть города. Вот так - и Питер забыл, и Москву не узнал. Так что я-то точно изменился в худшую сторону.

«Если кто-то у нас в стране и зарабатывал на записях, то что пираты...»

СМ: А какую музыку ты слушаешь в машине и вообще?

В. П.: Да не очень я люблю музыку слушать, если честно. И если она все-таки играет, то желательно, чтобы потише, просто как некий фон. Иногда, конечно, появляется что-то интересное, и есть вещи, к которым возвращаешься время от времени. Это может быть Slade, может быть King Crimson или Coldplay, ну или вообще какая-нибудь белиберда.

«Стадионные и клубные выступления сильно различаются, как, например, езда на мотоцикле и внедорожнике...»

СМ: Какие новые российские группы вызывают восторг?

В. П.: Восторга у меня русские группы не вызывают, а если говорить об уважении, то это Вячеслав Бутусов, Tequillajazzz и АукцЫон. Но их сложно назвать новыми. Из молодых нравится Sakura, очень качественный коллектив, я считаю.

СМ: Вы не торопитесь выдавать новый альбом.

В. П.: А нам не нужно ничего выдавать. Проще делать так: если хочется - выпускаем пластинку, не хочется - ничего не выпускаем. Нас никто не торопит, у нас нет и никогда не было продюсера. Даже те контракты, которые мы подписывали со звукозаписывающими компаниями, позволяли нам чувствовать себя вполне свободно.

СМ: А когда в тебе открылся талант бизнесмена?

В. П.: Я не уверен, что у меня есть такой талант. Это не кокетство. Просто, если бы он у меня был, я бы сейчас занимался чем-нибудь другим, где можно намного более

успешно реализовать свои таланты - в материальном плане. Есть много вещей, на которых можно зарабатывать намного легче, чем музыкой.

«Контракты, которые мы подписывали со звукозаписывающими компаниями, позволяли нам чувствовать себя вполне свободно..."

СМ: И эти вещи хранятся под землей?

В. П.: И за ее пределами. Я про космос. Ты знаешь, сколько денег в мире тратят на космос?

СМ: Вернемся на грешную землю. Под занавес еще раз спрошу о возрасте. Ты говорил, что не собираешься в сорок пять лет скакать по сцене. Сдержишь слово?

В. П.: Нет, я говорил, что не буду скакать по сцене с лысой головой. То есть это зависит от того, облысею я к тому моменту или нет. (Трогает себя за волосы.) И пока, похоже, что нет.

Группа "Танцы Минус" появилась на свет в 1996 году, создателем и бессменным лидером был и остается Слава Петкун. Получив признание - во многом благодаря фестивалю «Поколение 96» -группа начала активно выступать с концертами. В 1998 году сложился постоянный состав, тогда же был записан дебютный альбом «10 капель». Дела коллектива шли в гору, уже в следующем году появился второй диск «Флора и фауна», после которого группа окончательно внедрилась в первый эшелон российской рок-музыки. Однако в 2001 году Слава Петкун неожиданно заявляет о распаде группы. Масс-медиа активно муссируют эту новость, однако зимой того же года выходит очередной альбом «Теряя тень», и все возвращается в прежнее русло. Следующей номерной пластинки поклонникам пришлось ждать пять лет, лишь в 2006 году «Танцы минус» вынесли на суд публики диск «...Э, Ю, Я». Следующим релизом Вячеслав обещал порадовать в 2008 году, однако новый альбом от «Танцев Минус» пока не вышел.

ТЕКСТ ГЕОРГИЙ БЕЛОВ