Вы здесь: Главная Пресса «Вокруг засилье людей, занимающихся не своим делом»

«Вокруг засилье людей, занимающихся не своим делом»

"Невское Время" (29 октября, 2014, среда)

Лидер группы «Танцы Минус» Вячеслав Петкун посетовал, что современной публике ничего не интересно, и с ностальгией вспомнил 1990-е.

О нём говорят, как об одной из самых нестандартных фигур отечественного музыкального пространства, мастере эпатажа и ходячем скандале. В своих высказываниях он режет правду-
матку, а в песнях – оставляет простор для фантазии слушателей. Его перевоплощения всегда органичны: в «Половинке» он кажется романтичным красавцем, в Belle из мюзикла Notre Dame de Paris – несчастным горбуном. На счету «Танцев Минус» – пять альбомов, десятки клипов, а также огромное количество слухов, мифов и легенд. Составить свой образ Вячеслава ПЕТКУНА поклонники смогут первого ноября в клубе «А2». Разгадать противоречивую натуру артиста попытался и наш корреспондент.


– Вячеслав, можно вопрос в лоб? Меня буквально преследует ваша песня «Мы из Ленинграда». Каждый раз спотыкаюсь на фразе: «Мы сочиняем и поём дурацкие песни…» – что же этим хотел сказать автор?
– Только то, что сказал! (Смеётся.) Мы не пытаемся делать их более тяжёлыми в смысловом плане
за счёт высокопарных рассказов о том, как мы их писали. Для меня слова в песне играют роль мантры: более важно, как это звучит в контексте музыкальном, нежели в смысловом. Я просто не могу иначе. Вот представьте: есть у вас машина, и колёса у неё 19-го размера. А вы увидели хорошие 17-го. Вы же их не поставите? Даже если они вам очень понравятся и фирма будет «Пирелли», а не ваша «РосМехТрансЧпок». Так и в музыке: выбираешь ту самую «деталь», которая необходима для осуществления процесса.
– То есть вы не сталкиваетесь с тем, что тексты могут воспринимать поверхностно?
– Если честно, мне всё равно, кто как воспринимает мои песни. Передо мной, как песнеделателем,
не стоит задача воспитывать правильное понимание у слушателя. Каждый понимает в силу своего
багажа. Я встречал самые странные реакции на наши песни как в плохом, так и в хорошем смысле,
но тут уж как карта ляжет.
– Но при этом, говорят, дома вы не разрешаете своим детям слушать «Танцы Минус». Почему?
– Ну как не разрешаю… Я их не включаю. А если слышу, то выключаю. Мне просто хватает этого вне семьи. Есть семья, а есть группа. И к тому, и к другому я отношусь предельно серьёзно и смешивать их не пытаюсь.
– О чём вы считаете нужным говорить со слушателями?
– Да мы вообще не озадачиваемся подобными серьёзными категориями. Вот вы, планируя встречу с друзьями, заранее задумываетесь, о чём будете говорить, достаёте блокнот и составляете конспект речи? Нет. И мы относимся к слушателям как к друзьям, с которыми хотим хорошо провести время, – в той атмосфере, которую нам иногда удаётся создать на своих концертах.
– Встреча с друзьями не совсем корректное сравнение. Ведь написанию песни предшествует некий
подготовительный процесс – длительный или не очень…

– Песня песне рознь. Но мне меньше всего хотелось бы кого-то чему-то учить – в морально-нравственном или вкусовом плане. Чем, кстати, в последнее время активно занимаются наши законодательные органы: вводят цензуру и знают, какую именно цензуру вводить, ясно понимают, что
хорошо, а что плохо. Но в моих глазах они выглядят глупо, несмотря на мигалки, высокую зарплату
и статус. Вообще, нормальный человек добровольно быть чиновником не может.
– Недавно вы сделали интернет-обращение в поддержку благотворительного концерта для сбора средств беженцам с Украины.
– Мои друзья занимаются доставкой грузов нуждающимся с Украины, которые приехали на
территорию России, поверив в то, что им здесь будет хорошо. И мы просто попытались собрать
всем миром для этих людей то, что им необходимо. Поддерживать уже надо не беженцев, а Украину,
ведь там тоже живут мирные люди, которые пытаются спасти себя и своих близких. Но, приезжая в
Россию, они попадают из одного ада в другой: там можно умереть от пули и бомбы, а здесь от антисанитарии и безразличия чиновников.
– Вы как-то отзывались о современном роке в том ключе, что в нём нет протеста…
– Протест в роке может носить политический характер, а может – культурологический, как
спор с искусством официального строя. И то и другое у нас всегда присутствовало: в 1980-е годы
это было распространено, а в 1990-е отвалилось как атавизм – как хвост у двуногого. Просто бороться было не с кем: обстоятельства позволяли любое творчество. Но в музыкальном смысле
публика конца 1990-х была гораздо умнее нынешней: более информированной и интересующейся. Проходила куча фестивалей джазовой, экспериментальной, электронной музыки. А сейчас людям ничего не интересно. Но обучать людей гораздо сложнее, нежели делать их глупыми. Сейчас слишком много безразличия и слишком мало профессионализма – вокруг какое-то засилье людей в принципе нормальных, но занимающихся не своим делом.
– И какой из этого выход?
– Жить дальше и – извините за патетику – формировать пространство вокруг себя. Мы вот записали новый альбом. И надеемся, что умных он не сделает тупее! (Смеётся.)
– Меня удивляет то, как вам удаётся сочетать несочетаемое. Например, вы одновременно становились номинантами на премию «Русского радио» и «Нашего радио». Но ведь у этих станций совершенно разная музыкальная направленность!
– И мы такие не одни. В 1990-е всё было перемешано: те, кто делал рок-станции и рок-лейблы,
хотел расширить аудиторию за счёт слушателей «Русского радио». Но так не бывает, потому что
поп-культура всегда более массовая хоть у нас, хоть за рубежом. Я наблюдаю за этим и вижу, что
наши рок-радиостанции потихоньку загибаются и, скорее всего, скоро перестанут существовать вовсе.
– Но ведь и вам вменяли в вину участие в «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой. Какой опыт
вынесли из этого?

– Перед нами стояли все звёзды эстрады, а мы на тот момент как раз пели: «Мы сочиняем и поём дурацкие песни…» Это было крайне весело! Но я не вижу в этом вообще ничего плохого. Какая разница, кто с кем сотрудничает? Давайте упрекнём The Rolling Stones, что у них Кристина Агилера выступала! У нас какое-то неправильное отношение: как будто бы рокер обязательно должен резать глотку поп-артисту или как минимум сломать ему нос при встрече. Это же дико.
– Ваша фигура вообще овеяна легендами и даже скандалами. Как вы на это реагируете?
– Реагировать можно на то, в чём участвуешь. А я в этом просто не участвую.

Беседовала Светлана Жохова